Перевод взноса в компенсационный фонд в другую СРО если лицо является членом двух СРО


Вывод Ростехнадзора: закон прямо указывает на перевод взноса в компенсационный фонд СРО только в случае, если член СРО переходит в другую СРО по месту своей регистрации. При этом, если юридическое лицо или ИП является членом двух СРО, одна из которых расположена по месту регистрации такого ЮЛ или ИП, перехода из одной СРО в другую СРО не происходит, в связи с чем перевод ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд не представляется возможным.

Ниже представлен вопрос исполнительного директора НОСТРОЙ и ответ на него представителя Ростехнадзора

Вопрос:
 
Ассоциация «Общероссийская негосударственная
некоммерческая организация – общероссийское
отраслевое объединение работодателей
«Национальное объединение саморегулируемых
организаций, основанных на членстве лиц,
осуществляющих строительство

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
НОСТРОЙ
 02-5838/16 от 26.12.2016

Уважаемая Марианна Алексеевна!

В Ассоциацию «Национальное объединение строителей» (далее - Ассоциация) поступают обращения от саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее — саморегулируемые организации), требующие разъяснения отдельных вопросов, связанных с применением положений Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 372-ФЗ), в том числе вопроса об обязанности восполнения компенсационных фондов до размеров, установленных внутренними документами, в случаях, когда средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций размещены в кредитных организациях, в отношении которых проводится процедура банкротства (отозвана лицензия).

1. Согласно части 13 статьи 3.3 Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 01.09.2017 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении средств компенсационного фонда. Саморегулируемая организация, членство в которой прекращено, обязана перечислить взнос в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которую переходит юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию установленных документов.

Складывающейся практикой перехода индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в саморегулируемые организации по месту регистрации таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обусловлена необходимость разъяснения следующего вопроса; перечисляются ли средства компенсационного фонда в соответствии с указанной частью в случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является членом двух саморегулируемых организаций, одна из которых расположена в месте регистрации такого юридического лица или индивидуального предпринимателя, и направляет уведомление о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации, расположенной в месте, отличном от места регистрации такой юридического лица или, индивидуального предпринимателя?

По мнению Ассоциации, в случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является членом двух саморегулируемых организаций (по месту регистрации и в месте, отличном от места регистрации), при выходе из саморегулируемой организации, расположенной в месте, отличном от места регистрации, с сохранением членства в саморегулируемой организации по месту регистрации такого юридического лица, индивидуального предпринимателя, не наступает условие, предусмотренное гипотезой части 13 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ (отсутствует юридический факт, при наличии которого в данном случае возникает, изменяется правоотношение) - отсутствует переход из одной саморегулируемой организации в другую, следовательно, невозможен и перевод ранее внесенного взноса.

2. На сегодняшний день у значительного числа саморегулируемых организаций (согласно данным, полученным Ассоциацией от саморегулируемых организаций, — у 39) средства компенсационных фондов размещены в кредитных организациях, в отношении которых проводится процедура банкротства (отозвана лицензия).

Согласно пункту 9 статьи 142 Федерального закона от 26.12.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

По итогам конкурсного производства конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов. С этого момента можно утверждать, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, размещенные на депозите кредитной организации, в отношении которой открыто конкурсное производство, не могут быть возвращены.

Согласно части 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ с 01.10.2017 орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае, если саморегулируемая организация не представила в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, подтверждающие соответствие такой саморегулируемой организации требованиям, установленным пунктом 3 части 3 и части 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в том числе требованию о наличии компенсационного фонда (компенсационных фондов), сформированного в соответствии со статьёй 55.16 ГрК РФ.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о порядке подтверждения саморегулируемыми организациями соответствия требованиям частей 1-4 статьи 55.4 ГрК РФ в случаях, когда компенсационные фонды таких саморегулируемых организаций размещены в кредитных организациях, лицензии которых отозваны (проходит процедура банкротства).

По мнению Ассоциации, обязанность саморегулируемой организации по восполнению средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии с частью 6 статьи 55.16 ГрК РФ возникает только после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства по итогу рассмотрения отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.

Таким образом, саморегулируемые организации, компенсационные фонды которых размещены в кредитных организациях, в отношении которых проводится процедура банкротства (отозвана лицензия) и в отношении которых не вынесено соответствующее судебное решение, могут подтвердить выполнение требований пункта 3 части 3 и части 4 статьи 55.4 ГрК РФ путем предоставления копии договора банковского депозита с кредитной организацией, документа, подтверждающего внесение требований СРО в реестр требований кредиторов, и определения суда об открытии (продлении сроков) конкурсного производства.

С целью исключения возможных негативных последствий, связанных с ненадлежащим исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований Федеральных законов № 372-ФЗ и № 191-ФЗ, Ассоциация просит высказать мнение по указанным выше вопросам.

В.В. Прядеин

Ответ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА 
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ 
(РОСТЕХНАДЗОР)
09.02.2017 № 09-01-04/1455
На № 02-5838/16 от 26.12.2016


О компенсационном фонде
саморегулируемой организации
 
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение по формированию и размещению средств компенсационного фонда саморегулируемой организации и в пределах установленной компетенции сообщает следующее.

По вопросу перевода взноса в компенсационный фонд в случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель состояли в членах двух саморегулируемых организаций, одна из которых находится по месту регистрации такого юридического лица или индивидуального предпринимателя, необходимо отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:

1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;

2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом частью 13 указанной статьи предусмотрено право юридического лица или индивидуального предпринимателя, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Цитируемая норма Федерального закона № 191-ФЗ прямо указывает на перевод такого взноса только в случае, если член саморегулируемой организации переходит в саморегулируемую организацию по месту своей регистрации. При этом, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является членом двух саморегулируемых организаций, одна из которых расположена по месту регистрации такого юридического лица или индивидуального предпринимателя, перехода из одной саморегулируемой организации в другую саморегулируемую организацию не происходит, в связи с чем перевод ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд не представляется возможным.

По вопросу подтверждения саморегулируемыми организациями соответствия требованиям частей 1 - 4 статьи 55.4 Кодекса в случае, когда компенсационные фонды таких саморегулируемых организаций размещены в кредитных организациях, лицензии у которых отозваны, отмечаем следующее.

Пунктом 1 части 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ предусмотрена ответственность за непредоставление информации, в том числе о наличии (формировании) компенсационного фонда. Ответственность за ненадлежащее размещение компенсационного фонда указанной статьей не предусмотрена. Статьями 55.4 и 55.16 Кодекса размещение компенсационного фонда не урегулировано, соответствующие нормы содержатся в статье 55.16-1 Кодекса.

Таким образом, вопрос надлежащего размещения компенсационного фонда в рамках реализации Ростехнадзором полномочия, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, рассмотрению не подлежит.

Начальник Управления
государственного строительного надзора М.А. Климова

Похожие статьи:

Формирование и размещение компенсационных фондов СРО (разъяснения Ростехнадзора)
Перечисление средств компенсационного фонда в случае исключения сведений о СРО из реестра (позиция Минстроя России)
Переход из одной СРО в другую в пределах одного субъекта РФ (позиция Минстроя России)
Возврат средств компенсационного фонда СРО при переходе в другую СРО если лицо является членом двух СРО (позиция Минстроя России)
Возврат взноса в компенсационный фонд СРО при переходе в другую СРО до 01.09.17 (позиция Минстроя России)
Выход из СРО, переход в другую СРО и перечисление взноса в компенсационный фонд (позиция Минстроя России)
 
  Новые статьи

Проверки деятельности СРО Ростехнадзором. Периодичность. Обжалование

Ведение государственного реестра СРО

Ведение дел членов СРО

Членство в СРО и право выполнения работ