Объединение в один лот проектных и строительных работ с допусками СРО
Предметом торгов является проектирование объекта капитального строительства и, собственно, строительство этого объекта. Насколько правомерны действия заказчика по объединению в один лот, являющийся предметом торгов, работ по проектированию и строительству (организации строительства), ведь для участия в торгах потребуется в таком случае наличие свидетельств о допуске к работам как проектной СРО, так и СРО строительной, кроме того, при таком объединении лотов увеличивается цена контракта, что приводит к ограничению конкуренции? По нашему мнению, объединение лотов в один предмет торгов в данном случае ведет к ограничению конкуренции, поскольку далеко не все участники строительного рынка могут на сегодняшний день позволить себе стать членами двух СРО и, соответственно, иметь допуски к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства как в области проектирования, так и строительства. Кроме того, учитывая то, что работы по проектированию и строительству объектов являются самостоятельными стадиями строительного процесса и выполняются не одновременно, а последовательно, заказчику ничего не мешает размещать заказ на каждый вид работ, т.е. сначала предметом торгов будут являться работы по проектированию, потому – по строительству объекта. Пример из судебной практики Объединение в один лот работ по проектированию и работ по строительству ограничивает состав участников размещения заказа. Как полагала Администрация, объединение в один лот работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства (строительство двух жилых домов) не ограничивает состав участников размещения заказа, поскольку данные работы связаны между собой и относятся к единому технологическому процессу по строительству одного объекта, схожи по своей природе. УФАС по результатам проверки принято решение о признании в действиях заказчика нарушения как положений закона N 94-ФЗ, так и положений закона N 135-ФЗ, уполномоченному органу и оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. Соглашаясь с позицией УФАС РФ, судебные инстанции указали следующее. Предметом размещаемого заказа является выполнение работ по проектированию двух трехэтажных домов, в том числе получение положительного заключения госэкспертизы проектной документации, строительство домов в соответствии с проектом, подключение построенных объектов к сетям энергообеспечения и оформление разрешения на ввод домов в эксплуатацию. Из части 2.1. статьи 10 закона № 94-ФЗ следует, что выделение в отдельные лоты работ, являющихся предметом торгов, является правом заказчика. Вместе с тем, при утверждении документации заказчик обязан соблюдать ограничения, установленные ч.ч. 1, 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающими совершать действия, направленные на ограничение конкуренции при проведении торгов, в том числе путем включения в состав лотов работ, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых являются предметом торгов. Судами первой и второй инстанций отмечено, что при объединении работ в один лот следует учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь таких работ, но и способность потенциальных участников размещения заказов выполнить указанные работы в установленные документацией об аукционе сроки. В рассматриваемой ситуации при формировании документации об аукционе заказчиком в один лот объединены работы по проектированию и по организации строительства. Работы по проектированию и по организации строительства связаны исключительно единой конечной целью. При этом, суд отметил следующее. - работы по проектированию и по организации строительства выполняются последовательно (отдельно друг от друга); - работы по проектированию и по организации строительства могут быть осуществлены разными лицами (требование о необходимости осуществления этих работ одним лицом нормативно не установлено); - указанные работы относятся к работам различного вида (осуществляются на различных товарных рынках), требующим членства подрядчиков в различных СРО (саморегулируемых организациях), наличия в их штате различных специалистов и наличия у них различных свидетельств о допуске к работам. Подобное объединение в один лот работ, являющихся предметом торгов, как указал суд, ограничило состав участников размещения заказа, потому как создало дополнительное требование к участникам о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно осуществить все указанные работы. Помимо этого, такое объединение работ по проектированию и организации строительства в один лот привело к увеличению цены контракта и, как следствие - к увеличению обеспечения заявки на участие в аукционе (2631378,7 руб.) и обеспечения исполнения контракта (5262757,4 руб.), что также привело к ограничению состава участников размещения заказа. Вывод антимонопольного органа (УФАС) о нарушении Администрацией (заказчиком) законодательства, приводящего к ограничению конкуренции признан судом правильным. (из постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 г. N 18АП-3494/2013 по делу № N А76-17059/2012) Материал предоставлен ООО «Правовой центр «Логос» (г. Омск) |
Новые статьи Проверки деятельности СРО Ростехнадзором. Периодичность. Обжалование Ведение государственного реестра СРО Ведение дел членов СРО Членство в СРО и право выполнения работ |