Допуски СРО проектировщиков и СРО изыскателей при объединении лотов на торгах
Заказчик (Управление) проводит открытый конкурс на право заключения контракта. Наша организация намерена поучаствовать в конкурсе. Как следует из конкурсной документации, в состав работ по предмету конкурса включены как работы по подготовке проектной документации, так и работы по инженерным изысканиям. Наша организация имеет свидетельство СРО о допуске к работам по инженерным изысканиям, но не имеет свидетельства о допуске к проектированию. Таким образом, получается, что участвовать в конкурсе мы не можем, хотя не совсем понятно, что мешало Управлению провести открытый конкурс на право заключения госконтракта сначала на выполнение изыскательских работ, а затем уже работ по проектированию, ведь в этом случае в обоих конкурсах смогло бы принять участие большее количество субъектов малого предпринимательства, у которых, как правило, имеется финансовая возможность стать членом только одной СРО (строителей, проектировщиков или изыскателей)? Законны ли действия Управления в данном случае? В данном случае, как представляется, включение в один лот разных видов деятельности привело (или могло привести) к ограничению конкуренции. Более того, нередко подобное объединение лотов как раз и преследует цель отсеить субъектов малого предпринимательства. Мелкому и среднему бизнесу перекрывается возможность участвовать в торгах, в которых победителем может оказаться заранее известное заказчику лицо, которое соответствует всем требованиям конкурсной документации. В данном случае стоит обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой, в которой изложить обстоятельства дела. Пример из судебной практики. Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса для субъектов малого предпринимательства на право заключения госконтракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство здания". В конкурсной документации содержалось требование, согласно которому участник размещения заказа должен иметь выданные СРО свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства: как по инженерным изысканиям, так и по подготовке проектной документации. Конкурсное предложение поступило только от одного лица - ООО. Однако, рассмотрев заявку Общества, конкурсная комиссия отклонила ее в связи с тем, что претендентом не представлено свидетельство о допуске к работам по инженерным изысканиям. ООО, в свою очередь, обжаловало решение конкурсной комиссии в УФАС, ссылаясь на неправомерность включения в состав одного лота выполнения работ по проектированию и инженерным изысканиям. УФАС своим решением признало в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 17 закона "О защите конкуренции", выразившееся в объединении в один лот проектных и изыскательских работ к исполнителям, к которым законодательством РФ предъявляются различные требования: наличие допуска СРО на виды работ, связанные с проектированием, и наличие допуска СРО на виды работ, связанные с инженерными изысканиями, что ограничило доступ участников рынка к участию в торгах и, соответственно, ограничило конкуренцию при проведении конкурса. Решением Арбитражного суда заявленные Комитетом требования о признании недействительными решения и предписания УФАС удовлетворены на том основании, что объединение в один лот таких предметов конкурса, как изыскательские работы и работы по подготовке проектной документации правомерно, поскольку указанные виды работ технологически и функционально связаны между собой. Однако суд апелляционной инстанции решение суда отменил. Окружной суд согласился с выводами суда апелляционной инстанции и указал следующее. В Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденном приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, установлено, что для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими СРО. Суд апелляционной инстанции верно указал на то, что виды работ по проектированию и на осуществление инженерных изысканий не являются технологически и функционально связанными между собой, а объединение в один лот различных по функциональным характеристикам работ влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа субъектов малого предпринимательства, которые могли бы принять участие в конкурсе. Судом кассационной инстанции отмечено, что в данном случае объединение Комитетом двух вышеназванных видов работ в один лот при проведении торгов по заявленному предмету могло привести к ограничению доступа к участию в торгах субъектов малого предпринимательства (как правило, специализирующихся на том или ином виде деятельности) и, соответственно, к ограничению конкуренции при проведении конкурса. (из постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 2012 г. по делу N А56-26405/2011; определением ВАС РФ от 19.07.2012 N ВАС-8587/12 отказано в передаче дела N А56-26405/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Существует и другой подход в судебной практике. Например, по одному из дел, суды указали, что основная задача состоит не столько в том, чтобы обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, а в том, чтобы выявить в результате торгов лицо, которое, исполняя контракт, в наибольшей степени будет эффективно использовать источники финансирования и не допускать злоупотреблений в сфере размещения заказов. (см. подробнее: "Объединение в один лот работ по проектированию и изысканиям"). Материал предоставлен ООО "Правовой центр "Логос" (г. Омск) |
Новые статьи Проверки деятельности СРО Ростехнадзором. Периодичность. Обжалование Ведение государственного реестра СРО Ведение дел членов СРО Членство в СРО и право выполнения работ |