Аргументы в поддержку создания системы СРО в строительной сфере

1. Ряд специалистов рассматривает саморегулирование, как адекватный ответ на текущее положение дел в системе лицензирования. Распространившаяся коррупция, особенно на региональном уровне, сделала нормальное лицензирование в рамках прежних правил невозможным. Фактически лицензии покупаются и продаются, часто вместе с самими фирмами. С недавних пор на этом стихийном рынке наблюдается снижение стоимости сделок. В сфере строительства появляются совершенно случайные компании, без соответствующего кадрового или материального обеспечения. Предсказуемо, качественные показатели строительства от этого не возрастают; зато возрастает недовольство тех, кто пользуется результатами работы.

На противоположной чаше весов находится саморегулирование, которое призвано стимулировать развитие ответственности на уровне коллективов, которые входят в СРО. Законодатели предполагают, что саморегулирование должно повысить уровень отношения как к собственной работе, так и к работе коллег, занятых в данной сфере.

Конечно, не стоит ожидать, что строительная отрасль в целом радикально изменится за год-два. Однако, на повышение конкурентной культуры можно рассчитывать вполне. Рынок, по-своему, всегда реагирует на любое нововведение, но повышение качественного состава компаний произойдет обязательно. Ситуацию оздоровит то, что, во-первых, будут вытеснены фирмы-однодневки, во-вторых - фирмы, целью существования которых является отмывание денег. Первый год после внедрения СРО должен продемонстрировать прорехи и слабые места нового законодательства. Органы государственной власти должны быть готовы к тому, чтобы оперативно реагировать на те проблемы и задачи, которые будет ставить перед ними время.

Наивно было бы полагать, что введение практики саморегулирования может пройти полностью безболезненно, без недоразумений. Однако, необходимость реформирования данной сферы очевидна. С этой целью и существуют такие инструменты СРО, как создание компенсационного фонда, проведение проверок квалификации кадров, материально-технических возможностей организаций данной сферы, а также ежегодные обязательные проверки деятельности. Все эти меры призваны способствовать обновлению системы изнутри, а не только фиксировать конкретные минусы. В этом отношении, возможности саморегулирования гораздо более обширны, чем возможности органов лицензирования.     

2. Согласно еще одному распространенному мнению, саморегулирование – это путь к дебюрократизации экономики, способ избавиться от чрезмерного контроля за предпринимателями и вмешательства в рыночные процессы со стороны государственных органов. С другой стороны, защищать свои интересы посредством саморегулирующегося партнерства, в условиях финансового кризиса, для застройщиков должно быть выгодно.

Поскольку одной из функций СРО является представительство интересов ее участников в диалоге с властью на государственном и муниципальном уровне (включая вовлеченность в важные с социальной точки зрения проекты), входить в состав или быть партнером СРО может оказаться полезным, особенно в нестабильной финансовой ситуации.    

Демократические принципы, которые лежат в основе деятельности СРО - такие как прозрачность, коллегиальность принятия решений и самих процедур - создают предпосылки для принятия максимально рациональных решений и возрастания уровня ответственности таких организаций перед общественностью и властью.

  Новые статьи

Проверки деятельности СРО Ростехнадзором. Периодичность. Обжалование

Ведение государственного реестра СРО

Ведение дел членов СРО

Членство в СРО и право выполнения работ