Нужен ли допуск СРО для участия в торгах при размещении заказа

Закон, который регулирует данные вопросы (№ 94-ФЗ), не упоминает свидетельство о допуске к строительным работам, указанным в Перечне, как необходимое условие для участия в конкурсе при размещении государственного или муниципального заказа. Одновременно, в Законе отдельно подчеркивается, что заказчик не может требовать у участников какие-либо дополнительные документы, сверх требований, установленных самим упомянутым Законом (см. ч. 4 ст.11).

Как, в таком случае, следует трактовать включение в аукционную или конкурсную документацию упоминания о необходимом наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к строительным работам, выданного СРО: как противоречие данному Закону?

Нет, это – не так. Проясним ситуацию:        

Для этого заглянем в п.1 ч.1 и ч. 4 ст. 11 упомянутого Закона № 94-ФЗ, где указывается, что для участия в торгах необходимо соответствовать законодательным требованиям РФ, касающихся субъектов, которые занимаются поставками товаров, выполняют работы, оказывают услуги, являющиеся предметом торгов. 

Согласно действующим законодательным требованиям РФ, все строительные, реконструкционные работы и капремонт на объектах капитального строительства, если данные работы оказывают влияние на безопасность таких объектов, могут выполнять только специально допущенные к таким работам индивидуальные предприниматели или юридические лица - те, у кого есть свидетельство о допуске от СРО (ч.2 ст.52 градостроительного кодекса РФ).

Необходимость предъявления свидетельства о допуске, выданного СРО, для организации работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства, также зависит от того, включены ли данные виды работ в утвержденный Минрегионом РФ Перечень строительных работ (см. ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ).

Учитывая вышеизложенное, государственный или муниципальный заказчик, не только может, но и обязан требовать у участников размещения заказа предъявления свидетельств о допуске СРО к тем или иным видам работ, если предметом размещения заказа являются работы, содержащиеся в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.

Таким образом, лицо, которое намеревается выполнять такие работы в рамках государственного или муниципального контракта, должно предоставить соответствующие допуски СРО на определенные виды работ.  

Это значит, что для участия в конкурсе или аукционе в связи с размещением заказа на выполнение видов работ, указанных в Перечне, для государственных или муниципальных нужд согласно Закону N 94-ФЗ, субъект предпринимательской деятельности обязан иметь специальное разрешение на выполнение таких работ (свидетельство о допуске СРО).   

Приведем пример из судебной практики.

Так, в Постановлении по делу N А79-6787/2011 от 27.082012 ФАС Волго-Вятского округа указано на обязанность заказчика включить в конкурсную документацию условие о предъявлении участником торгов специального допуска СРО «на право заключения договоров по осуществлению организации работ по конкретным видам работ, если эти виды работ прямо указаны в Перечне.»

Суд пришел к выводу о том, что заказчик работ, который включил в конкурсную документацию условие о предоставлении участником торгов свидетельства о допуске к соответствующим работам, которые входят в Перечень, действовал согласно законодательству о размещении заказов.

По другому делу, в Постановлении N А06-7459/2011 от 11.07.2012 ФАС Поволжского округа коллегия согласилась с выводами судов относительно обязательного предоставления участником торгов свидетельства о допуске СРО к организации строительных работ. В ходе рассмотрения дела, было установлено, что в аукционной документации обязательно должно было содержаться требование о наличии свидетельства о допуске СРО к работам согласно упомянутом коду, вне зависимости от намерений подрядчика выполнять соответствующие работы самостоятельно или же с привлечением субподрядчиков.

В первом случае подрядчик был бы обязан иметь оформленные допуски к отдельным видам работ.

В данном случае, поскольку документация об аукционе не содержала требования о предоставлении свидетельства о допуске СРО к работам по организации строительства, указанным в п. 33.3 Перечня, УФАС правомерно признал, что заказчик и уполномоченный орган допустили нарушение Закона о размещении заказов.

  Новые статьи

Проверки деятельности СРО Ростехнадзором. Периодичность. Обжалование

Ведение государственного реестра СРО

Ведение дел членов СРО

Членство в СРО и право выполнения работ