Формирование и деятельность органов управления СРО

Формирование и деятельность органов управления саморегулируемой организации

Вопрос. Могут ли в состав коллегиального органа управления входить представители органов власти?

Ответ. Согласно разъяснениям Минтруда России государственному гражданскому служащему в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) запрещается участвовать в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости).

Аналогичный запрет для муниципальных служащих предусмотрен пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).

Необходимо отметить также, что участие государственного гражданского или муниципального служащего, осуществляющего функции управления в сфере строительства, в постоянно действующем коллегиальном органе управления саморегулируемой организации в сфере строительства может привести к возникновению конфликта интересов. Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных гражданских или муниципальных служащих принимать меры по недопущению любой возможности конфликта интересов.

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции вышеуказанным законом и другими федеральными законами, на него налагаются взыскания, предусмотренные статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, либо данный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (статья 59.2).

Аналогично частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ предусмотрено, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Вопрос. В компетенции какого органа управления находится утверждение квалификационных стандартов СРО?

Ответ. В соответствии с частью 10 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017) утверждение квалификационных стандартов саморегулируемой организации входи в компетенцию коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Вопрос. Можно ли, не исключая действующих членов коллегиального органа управления, в его состав с 01.07.2017 доизбрать независимых членов?

Ответ. Количественный и персональный состав коллегиального органа управления определяется Уставом саморегулируемой организации. При этом к компетенции общего собрания членов относится как установление срока полномочий членов коллегиального органа управления, так и досрочное прекращение полномочий указанного органа управления или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов.

Вопрос. Нужно ли в обязательном порядке с 01.07.2017 вводить в состав коллегиального органа независимых членов?

Ответ. Коллегиальный орган управления саморегулируемой организации, состав которого утвержден решением общего собрания членов, осуществляет свои полномочиях в пределах определенного внутренними документами саморегулируемой организации срока. При этом установление срока полномочий членов коллегиального органа управления, досрочное прекращение полномочий указанного органа управления или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов, избрание новых членов относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.

Вопрос. В Градостроительном кодексе и Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» нет четкого определения кто выбирает кредитную организацию для размещения средств компенсационных фондов? Правомочно ли делегирование полномочий по выбору банка передать коллегиальному органу управления?

Ответ. Согласно пункту 5 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.07.2017) определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. С 01.07.2017 часть 5 указанной статьи будет изложена в новой редакции, кроме этого вводится новый пункт 5.1 статьи 55.10 Кодекса, согласно которому принятие решения об инвестировании средств компенсационного фонда возмещения вреда, определение возможных способов размещения средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в кредитных организациях также относится к исключительной компетенции общего собрания членов.

Вопрос. Возможно ли в состав органа управления, осуществляющего контроль за деятельностью членов, включение штатных сотрудников саморегулируемой организации?

Ответ. Персональный состав специализированных органов утверждается решением коллегиального органа управления. При этом каждый созданный коллегиальным органом управления саморегулируемой организации специализированный орган действует на основании соответствующего положения, утвержденного коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Таким образом, если в положении о специализированном органе управления, осуществляющем контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, будет предусмотрено, что в состав такого органа управления входят штатные сотрудники саморегулируемой организации, например отдела по контролю, то это должно быть учтено при формировании и последующем утверждении персонального состава специализированного органа.

Вопрос. В полномочия какого органа управления входит утверждение аудиторской компании?

Ответ. Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» если иное не предусмотрено иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится в том числе утверждение аудиторской организации. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» утверждение аудиторской организации относится к компетенции коллегиального органа управления. Учитывая изложенное, утверждение аудиторской организации в саморегулируемой организации относится к компетенции коллегиального органа управления.

Вопрос. Какой орган управления в саморегулируемой организации может принять решение об отмене своего решения или решения любого органа управления?

Ответ. По общим правилам решение собрания может быть признано ничтожным согласно статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом согласно статье 11 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке.

Приведенные выше разъяснения размещены на сайте Ростехнадзора РФ по адресу: http://www.gosnadzor.ru
  Новые статьи

Проверки деятельности СРО Ростехнадзором. Периодичность. Обжалование

Ведение государственного реестра СРО

Ведение дел членов СРО

Членство в СРО и право выполнения работ